twitter
 

Где искать «мертвую воду»?

Posted by admin on Сен 6, 2009 in Гиблые зоны |

На шхуне «Фрам» в водах Арктики

Эта история началась в 1893 году, когда Фритьоф Нансен, известный норвежский путешественник, плавал на шхуне "Фрам" в водах Арктики. Он и его команда обнаружили довольно необычное явление.Какая-то неведомая сила будто удерживала "Фрам", записал позже в дневниках Нансен. При этом шхуна не всегда подчинялась рулю. Команда заставляла судно петлять, разворачиваться, пускалась на другие увертки лишь бы избавиться от "тормоза", но все попытки успеха не возымели.Вот, тогда-то Нансен и окрестил возникший феномен "мертвой водой". Из-за ее воздействия "Фрам" утратил три четверти своего обычного хода.Как сообщает Интернет-издание NewScientist, группа французских исследователей воспроизвела в условиях лаборатории схему действия подобного явления, суть которого заключается во взаимодействии двух или большего числа слоев воды с разными уровнями солености и, как результат, плотности. Такие явления могут происходить при таянии ледников, когда более легкая пресная вода покрывает слоем более плотную морскую соленую воду.Волны, возникающие в скрытом слое, способны тормозить движение судна, что не видно глазу наблюдателя.Нынешний эксперимент, проделанный французскими учеными и заснятый ими на видео, поможет научному сообществу не только лучше понять феномен "мертвой воды", но и поведение морских участков, подверженных подобному расслоению.Исследователи из Лионского университета обнаружили скрытую волну на стыке слоев воды, которая буквально преследует и замедляет движение судна. Этот эксперимент они проделали в наполненной водой лабораторной 3-метровой ванне, через которую на шнуре тянули игрушечный кораблик.Слои воды, разделенные по уровню солености, а, значит, и плотности, окрасили в различные цвета.

Встреча кораблика со скрытой волной «мертвой воды»

У них на глазах происходило то же самое, что описывали свидетели явления в реальных условиях в открытом море: хотя водная поверхность оставалась абсолютно спокойной, кораблик неожиданно замедлял движение по мере того, как вступал в контакт со скрытой волной.В подобной ситуации под днищем судна возникает зона пониженного давления, (депрессия), которая препятствует его ходу, пояснил исследователь Матье Мерсье.Происходит так, что собственно само судно создает эту волну — вода из нижних слоев затягивается кверху в зону его следования. Как следствие возникает колебание на границе между слоями, которое постепенно по ходу движения судна нарастает.Волна увеличивается, равно как повышается ее скорость, до того момента, когда она сама и образующаяся перед ней впадина не догоняют судно, равняясь с ним и поглощая его энергию. Затем волна ломается о борт.Прежние исследования в этой области изучали лишь два слоя воды, тогда как в действительности океанская вода делится на много слоев, имеющих слегка отличные друг от друга уровни солености.Когда ученые ввели в эксперимент третий слой, скрытые волны появились на всех разделяющих их границах, замедляя движение судна в равной степени.Дальнейшее

изучение способов возникновения и распространения подобных "межслоевых волн", как полагают, могло бы помочь ученым понять происходящую в океанах динамику обмена — как, например, перемешиваются загрязняющие вещества и как они перколируют, достигая глубин океана.По словам специалистов, которые назвали это явление эффектом "мертвой воды", теперь можно понять, почему даже опытные пловцы могут испытывать трудности при заплывах в океане.

Comments are closed.