twitter
 

Сенсация. Памятники старины антов.

Posted by admin on Фев 18, 2011 in Невероятные происшествия |

000991-000808S

на рис. Сахновское княжеское золото и диадема с македонским, колесницей и грифонами

В первые годы ХХ века о Черкащине узнали археологи и кладоискатели всего мира. Обязаны этим прежде всего двум огромным сокровищам, найденным в 1900 году в Сахновцы и в 1909 году в Мартыновке — двух больших селах, равноудаленных от знаменитого Канева. В начале же XXI века оба сокровища заняли почетное место в реестре «100 самых известных шедевров Украина» …

Загадочные фигурки Мартыновского клада: инопланетяне или первые «сознательные украинцы»?

Крестьяне, копали землю на территории поместья Надежды Федоровны Муравьевой-Апостол, урожденной Терещенко, и не подозревали, что найдут там что-то ценное. Но вот лопата вывернула большую старинную посуду … Одни позже утверждали, что она была серебряной, другие — деревянной, но окованной серебряными пластинами. Наверное о том мы не узнаем никогда: «археологи поневоле», варвары начала эпохи капитализма разломали сосуд и его никогда не увидел ни один ученый.

Зато с разнесенным по крестьянским пазухам по домам драгоценным предметам клад впоследствии удалось собрать и в его составе оказалось 120 изделий. Правда, на то, чтобы их собрать ушло аж 5 лет. Было найдено множество предметов из серебра: фигурки фантастических животных, браслеты, поясные бляшки, височные подвески, налобные венчики, серьги и посуду … Клейма мастеров на чашах и посуде позволили определить, что их изготовили в Византии при императоре Юстине II (565-587 годы).

Серебряные поясные наборы ученые объясняют своеобразной евразийской «модой» после гуннского нашествия, а знаки на них похожи на знаки сарматов Северного Причерноморья. Традиции этих знаков дожили до периода Киевской Руси в виде княжеского герба Рюриковичей — трезубец, что теперь на гербе Украины.

Но наибольшую сенсацию и всего споров вызвали четыре человеческие фигурки, отлитые из серебра, позолоченные головами, руками и деталями одежды. Благодаря необычной, почти прямоугольной формы, с квадратным шлемом позволило некоторым «исследователям» выдвинуть гипотезу, что это — изображение инопланетных пришельцев.

Другие фантасты от науки провозгласили прямоугольные орнаменты на рубашках этих фигурок … первой украинской вышивкой. Наши соотечественники тоже любили праздники и активно их праздновали. Накрывались столы на свадьбу и любое другое мероприятие, заказ музыкантов — тоже было обязательным атрибутом, наряды, украшенные орнаментами, вышивкой и серебряными фигурками.

Спорили о том, почему эти фигурки замерли в позе танца гопак и зачем у них по два отверстия на локтях. Была даже версия, что фигурки наши предки нашивали как украшения на одежду, и это не выдерживает критики, ибо серебряная фигурка размером более восьми сантиметров сильно оттягивала бы «модникам» их одежды …

Более вероятной, учитывая диаметр отверстий, представляется гипотеза, что фигурки некогда были прибиты гвоздями к щиту знатного воина или к какой другой деревянной основы.

Популярна версия известного исследователя А. Спицына, который связывает вещи Мартыновского клада с памятниками старины антов. Новейшие же исследования говорят, что предметы клада — произведения искусства различных этнических групп, выполненные из серебра различных проб (от 400-ти до 920-й) и в разное время. Мартыновское находки принято считать военными трофеями военной верхушки, которая при загадочных обстоятельствах исчезла, так и не вернувшись по спрятанные сокровища …

Клад до сих пор продолжает поражать воображение европейцев: 30 предметов из него еще с 1912 года осели в Британском музее Лондона, а около 90 — в Киеве, сначала в художественно-промышленном и научном музее, затем в Национальном музее истории Украины. Украинскую часть этого сокровища и сейчас можно увидеть в экспозиции музея на территории Киево-Печерской лавры. В отличие от Лондона, купивший предметы за один заход, Киев собирал Мартыновский клад из трех попыток. Сначала в 1909 году часть найденного передали в музей меценаты Ханенко, затем в 1913 часть предметов ученые купили за свой счет, а в 1914 еще одну партию передали меценаты Муравьева-Апостол и Тихонов. Предметы Мартыновского клада с его английского и украинской частей удалось собрать лишь однажды: в момент политического потепления, накануне развала СССР, их экспонировали вместе в немецком городе Шлезвиг, на выставке «Золото степи. Археология Украины» …

Археологическое собрание мецената и коллекционера Богдана Ханенко было настолько огромным, что именно оно стало основой созданной в Киеве золотой казны — музея исторических драгоценностей Украины. Сам же он по праву гордился сокровищем из двух глиняных горшков, выкопанных на сожженном городище Девичьей Горы у Сахнивки на Черкасщине. В 1900 году их нашли так же случайно, как и Мартыновский клад. По количеству золотых, украшенных жемчугом и эмалью предметов этом клада не было равных: 500 граммов золотых слитков, многочисленные изделия из золота, элементы трех княжеских женских головных уборов, золотые бармы (ожерелье, носилось поверх одежды) с эмалевыми изображениями святых. Золотые монеты греческого императора Мануила Комнена указывали на то, что клад был спрятан в 1140-х годах … Интересны четыре золотые пуговицы сахновской клада с характерным только для Киевской Руси «знаком засеянного поля». Между кругами этого знака на трех пуговицах изображены птицы, а на четвертом — три пары волкоподобных зверей.

И интересная в кладе — диадема из девяти пышно орнаментированных перегородчатой эмалью золотых пластин. Растительные побеги, листья и цветы бирюзового, красного и нежно-серого цветов вплетаются на диадеме в насыщенное сияние золота с россыпью инкрустации жемчужинами … На центральной пластине — человек в короне и с двумя скипетрами в руках, которую поднимают на колеснице в небо два грифона, покрытые багрово-сине-желто-бирюзовым орнаментом. Этот человек — Александр Македонский, чрезвычайно популярен среди правящей элиты Западной Европы, Византийской империи и Киевской Руси в Х-ХIII веках благодаря полусказочного романа «Александрия», переведенном на нескольких языках мира. Сценка с колесницей и грифонами взята именно из этого романа. «Вознесение Александра» расценивалось как символ апофеоза величия правителя. Поэтому эта диадема еще больше убедила исследователей: перед ними — сокровище, принадлежавшее князю и княгине.

Reply

You must be logged in to post a comment.